|
«Чарующий Бахчисарай». Осадный колодец Тик-Кую и Свято-Успенский монастырь. Маршрут 4 |
В 1998-2001 годы в древней крепости сделано сенсационное открытие. Выявлена древняя гидротехническая система подземных сооружений, или, проще говоря, осадный колодец Тик-Кую Чуфут-Кале, которого просто не могло не быть в крепости такого ранга. Впрочем, память о такой системе сохранялась в преданиях; их достоверность блестяще подтвердили недавние открытия. С давних пор вода в крепости была привозной - ее брали в источниках Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Использовали также дождевую воду и снеговую воду. Запасы воды в виде снега и льда хранили в пещерах под соломой и войлоком. В период осады воду доставляли из тайной системы гидротехнических сооружений. Когда крепость утратила былое военное значение, сведения о ней, имевшие скрытый характер, забылись. Но не всеми. Тайну расположения подземных сооружений передавали из поколения в поколение избранным; с течением времени ее хранителями стали старейшины и руководители народа караимов. Краткую информацию обнародовал караимский гахам (духовный руководитель) С.Шапшал в 1895 году "Караимы могли переносить продолжительную осаду благодаря тому, что близ Малых ворот Кырк-Йера имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы". В 150 метрах западнее Малых ворот и в 35 метрах южнее стены Пенджере-исар (Стены с окном) расчищен вертикальный колодец диаметром от 1,8 до 2,2 метров на протяжении 27 метров; на глубине 25 метров к нему примыкает подземная галерея квадратного сечения 2 на 2 метра, которая полого поднимается на высоту 30 метров. Почти на всем ее протяжении вырублены ступени. Поблизости от места сопряжения галереи с колодцем ответвляется небольшой ход, расчистить который еще предстоит. Ниже галереи (на глубине 27 метров) колодец расширяется почти до 5 метров за счет пологого спуска - вырубленной в скальном массиве своего рода винтовой лестницы, уходящей от портала галереи в глубину колодца. Это, несомненно, Тик-кую - Прямой или перпендикулярный колодец караимских преданий. Но вернемся к галерее. На ее своде местами видны мелкие сталактиты, что само по себе свидетельствует о ее древности; встречаются также поздние надписи (чаще копотью) караимским курсивом, арамейским квадратным курсивом и реже - на латыни. На месте выхода галереи на поверхность имелась башня, сложенная из крупных квадров. Высказано предположение, что эта система служила не только для скрытого подхода к воде. При необходимости в ней могли укрыться множество людей. В этом случае приобретают реальный смысл фольклорные сюжеты крымских караимов об исчезающем войске и о князе с отрядом джигитов, который обладал способностью появляться одновременно и на стенах крепости, и в тылу врага. Не исключено и культовое назначение подземного сооружения в нижней части колодца Тик-кую. Вышеописанные подземные сооружения, на сегодняшний день оборудованные и доступные для осмотра, составляют лишь часть системы; ведется поиск продолжения уже открытого и других подземных ходов. Далее, предстоит серьезная исследовательская работа по осмыслению открытий и включению ее в систему оборонительных сооружений древнего Кыркора.
Ныне действующий Свято-Успенский мужской монастырь располагается в Марьям-Дере (Долина Марии по гречески) в двух километрах от города Бахчисарая. История возникновения монастыря связана с Византией. Монахи иконопочитатели, забирая с собой иконы, попадают в Крым (в восьмом веке Крым является северной колонией Византии). Монастыри располагаются в труднодоступных районах высоко в горах, одним из которых был Свято-Успенский мужской монастырь. Он возникает рядом с греческой деревушкой Мариамполь. О появлении чудотворной иконы Богородицы рассказывают легенды. С 15 века Свято-Успенский мужской монастырь одним из крупнейших монастырей крымского полуострова. Приход монастыря насчитывал тысячи христиан (это в исламской - то стране под боком у хана). В 1778 г. в результате переселения христиан из Крыма, он приходит в запустение и, только, 15 августа 1850 г., по инициативе архиепископа Хеpсонского и Тавpического Инокентия, вновь состоялось его открытие. Строятся наземные церкви и жилые помещения. Обитель посещалась императорами: Александpом I, Николаем I, Александpом II, Александpом III и членами августейшей фамилии. С 1921 года Советская власть закрывает монастырь. Имущество было разграблено. Церкви разрушены. С 1992 года монастырь заново открывается. Основан в период иконоборчества на месте чудесного явления иконы Божьей Матери. В конце XV в. после захвата турками Крыма монастырь становится резиденцией митрополита и центром Православия на полуострове. Благодатная сила монастыря была так велика, что даже мусульмане, и в том числе ханы, приходили сюда на поклонение Пречистой Богородице. В 1778-1779 гг. после выхода христиан из Крыма Свято-Успенский монастырь оставался единственным оплотом и светочем Православия в Крыму. Во время I обороны Севастополя (1854-1855гг.) в обители был организован госпиталь для раненых. К началу XX в. в монастыре было 5 церквей: древний пещерный храм во имя Успения Богоматери; пещерный храм во имя св. Ап. Марка (высечен в скале ниже Успенской церкви в 1859 г.); храм во имя св. равноап. царей Константина и Елены (1857 г.); храм во имя свт. Иннокентия Иркутского (1896г.); храм во имя св. вмч. Георгия Победоносца (построен на противоположной стороне ущелья в 1875 г.). В данное время монастырь активно возрождается. В монастыре имеются:святой источник и чудотворная икона Божьей Матери.
|
Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Шмидта, 43, +79780637244, +79780637234, +79780637211, prival.tur@yandex.ru |